В 1941–1942 годах на экраны выходили так называемые боевые киносборники — киноальманахи, состоящие из короткометражных художественных фильмов. «Так вряд ли кто-то вспомнит эти первые закрепленные на пленке вспышки творческого гнева в ответ на подлости врага», — писал о них Сергей Эйзенштейн — и был прав. Вспоминали их неохотно. Созданные для оперативной агитации, эти фильмы не предполагали художественных изысков. При этом над сюжетами сборников работали многие мастера первого ряда, а играли в них лучшие актеры страны.
Из чего рождались сюжеты боевых киносборников? Правда ли привычные клише и штампы отступали под давлением фронтовой реальности? И почему подчас эти фильмы вызывали даже жалость к противнику? Наконец, как так вышло, что именно это военное кино предвосхитило оттепельный кинематограф 1950–60-х годов? Рассказывает историк кино и режиссер Олег Ковалов